Суббота
21.04.2018
20:18
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ "детский сад № 9"
Главная Регистрация Вход
Консультация »
Наш сад

в начало

Инклюзивное образование:

особенности организации в детском саду

https://academy-prof.ru/img/news/20170529_1.jpg

          Инклюзивное обучение нацелено на формирование доступной среды для получения знаний и навыков. Дети с ОВЗ традиционно находились в специальных образовательных организациях. Но коррекционные школы не предоставляют варианты для социализации. Общение и совместная деятельность с детьми возрастной нормы поможет детям с ОВЗ интегрироваться в общество и чувствовать себя равными с другими.

          Люди с ОВЗ будут готовы трудиться и вступать в межличностные отношения, в случае, если социальная адаптация начнётся с ранних лет.

         - мы сейчас со всех сторон слышим вопрос, как трудоустроить взрослого инвалида

          -  в таких случаях можно сказать: чтобы трудоустраивать инвалидов, надо начинать с детского сада. Эти дети должны расти вместе со своими будущими работодателями.

 

ФГОС определяет организацию инклюзивного образования в ДОУ

 

            Выход ФГОС дошкольного образования изменил концепцию педагогического процесса. Ребёнок становится субъектом образования наравне с педагогом, что предполагает построение образовательного процесса с учётом интересов ребёнка.

Государственный стандарт ставит перед педагогами задачи:

  • обеспечить равный доступ к знаниям вне зависимости от возможностей здоровья, региона и вида образовательной организации;
  • сформировать условия для развития личности ребёнка, которые определяются возрастом и творческим потенциалом дошкольников;
  • построить содержательно разнообразную программу, которая соответствует образовательным потребностям детей;
  • поддерживать семью ребёнка и помогать советом в вопросах обучения и воспитания детей.

Закрепление стандартом права детей с ОВЗ на инклюзивное образование говорит о гуманизации и демократизации общества.

 

Обучение в ДОУ осуществляется по адаптированной программе

 

          ФГОС ДО определяет требования к содержанию и осуществлению программы. Программа гарантирует личностный рост и развитие дошкольников в коммуникативной деятельности, в процессе обучения и игры на основе возрастных особенностей, психологических и физиологических способностей детей.

           Содержание инклюзивного обучения включается в программу, если предполагается освоение программы дошкольниками с особыми образовательными потребностями. Раздел инклюзивного образования и работы по коррекции содержит способы адаптации образовательной программы для освоения детьми с ОВЗ.

           Адаптированная программа направлена на помощь в изучении детьми с ОВЗ основной программы дошкольного образования. При организации инклюзивной практики в детском саду создаются условия для повышения уровня развития и адаптации в обществе дошкольников с ОВЗ.

          Программа ориентируется на прививание детям ценностей и норм социальной жизни. Также программа нацелена на формирование системы знаний, умений и навыков, которые понадобятся ребёнку для продолжения образования.

 

Особенности детей с ОВЗ учитываются при обучении и воспитании

https://academy-prof.ru/img/news/20170529_2.jpg

         

         Инклюзивные группы неоднородны, потому что в них входят дошкольники с разными возможностями здоровья: с нарушениями слуха, зрения и речи, опорно-двигательной системы, задержкой психического развития и комплексными нарушениями развития.

        Задача воспитателя – помочь дошкольникам с ОВЗ осознать, что они могут наравне со всей группой расти и одерживать новые победы. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в общении.

      - я думаю, что большинство детей, как и нормативный ребёнок, к трём годам им дома становится скучно.

      - у особого ребёнка те же социальные потребности, он тоже хочет расширять среду обитания и количество контактов.

         Дети с ОВЗ интегрируются в коллектив по 2-3 ребёнка, при этом им требуется персональный подход и организация специального обучения.

           Воспитатели МБДОУ №9  города Артема ведут работу в области инклюзии.

          - в ходе работы выяснилось, что мы совсем не готовы к решению педагогических задач в данных обстоятельствах, и возникла необходимость поиска путей его решения.

           Педагоги отобрали индивидуальные и групповые формы взаимодействия с детьми, при которых обучение базируется на партнёрских взаимоотношениях с воспитанниками.

         -ребёнок с ограниченными возможностями здоровья начал раскрываться, открывать себя для себя и для других, - прокомментировали педагоги.

        - ребёнок повторяет за своими сверстниками все их действия, старается быть похожим на них.

        Стало ясно, что положительный эффект инклюзии достигается только при индивидуальной форме взаимодействия.

Образование в условиях инклюзии подразумевает организацию процесса обучения с учётом возрастных и психофизических способностей дошкольников.

            Воспитанники с нарушением речи невнимательны и замыкаются в себе, не проявляют активность в общении. В процессе обучения и воспитания с детми с нарушением речи  применяются макеты, игрушки, иллюстрации,  демонстрация действий, воспроизведение наглядных ситуаций и другие приёмы наглядности.

           При отборе материала для дошкольников с нарушениями речи учитываются разнообразие предметов для организации правильного звукоподражания. Для детей с неарушением эмоциональных процессов проводятся занятия по ориентированию в пространстве, пантомимике, определению эмоций и занятия по снятию эмоционального напряжения. При отборе обучающего материала предпочтение отдаётся предметам с выраженной тактильной поверхностью.

           Дети с ЗПР с трудом концентрируются и самостоятельно делают задания. Для таких дошкольников потихоньку усложняют уроки.

 

Воспитатели и родители работают в команде

           С детьми с ОВЗ занимаются учитель логопед, педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре и медицинский персонал ДОУ.

           Учитель логопед определяет степень понимания и воспроизведения речи, готовит индивидуальные планы коррекции речи, ведёт персональные и групповые занятия.

          Педагог-психолог подготавливает индивидуальные программы для коррекции, проводит психодиагностику дошкольников и даёт консультации для родителей.

          Воспитатель развивает мелкую и общую моторику детей, ведёт персональные и групповые занятия по продуктивным видам активности: рисование красками и карандашами, лепка из пластилина и конструирование из бумаги и природных материалов.

          Музыкальный руководитель при отборе материала учитывает психофизические и речевые способности детей, использует элементы звукотерапии на занятиях музыкой.

Учитель физкультуры ведёт занятия по совершенствованию психомоторных процессов у детей.

         Медработник ДОУ организует лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия.

Коллективные действия сотрудников детского сада формируют благоприятную среду для адаптации ребёнка с особыми образовательными потребностями в детском коллективе.                 

         Педагоги ДОУ сотрудничают друг с другом и с родителями воспитанников. Постоянное взаимодействие воспитателей и семьи ведёт к положительному результату. Сотрудничество с семьями дошкольников организуется в форме консультаций, дней открытых дверей и семинаров-практикумов, на которых родителей знакомят с дидактической литературой, играми и учат использовать полученные сведения на практике.

        Праздники в детском саду – тоже часть работы воспитателей с семьёй дошкольника. На мероприятиях родители наблюдают достижения ребёнка, участвуют вместе с детьми в конкурсах и соревнованиях.

При организации инклюзивного обучения в ДОУ рекомендуется:

  • строить план занятий с учётом особенностей ребёнка;
  • вести персональные и групповые занятия, что повышает инициативность ребёнка с ОВЗ и умение трудиться в команде;
  • следить за душевным состоянием ребёнка до и во время проведения занятия;
  • развивать моторику путём специальной гимнастики, игр и заданий;
  • привлекать детей к активному участию в мероприятиях;
  • развивать способности и таланты детей.
Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30